Черное море: Сочи и Крым жлобствуют, а Турция кует деньги в Средиземноморье

Цены на авиабилеты в Турцию бьют все рекорды, начало туристического сезона преподнесло гражданам РФ неприятный сюрприз. При этом российские курорты пустуют, в Крыму и на побережье Краснодарского края заполнено менее половины мест в гостиницах. Помимо транспортных проблем, есть и иные, связанные с менталитетом отечественных барыг.

Более 66 тысяч рублей за «кресло» — столько на сегодня, по данным отраслевого портала tourdom.ru, стоит перелёт Москва-Анталья. Пока это пиковое значение, конкретно на 5 июня, на последующие дни цены значительно ниже. Но всё равно билеты очень дороги, а спрос значительно превышает предложение. Обратно улететь намного дешевле, тут никаких экстремальных цен не наблюдается.

Причина рекордного подорожания проста — отдыхающие хотят присоединить к своему отпуску День России, который объявлен выходным. И хотят отправиться конкретно в Турцию. Впрочем, у многих выбора просто нет.

Перелёт в Крым (Симферополь) и в аэропорты Краснодарского края (Анапа, Геленджик и Краснодар) до сих пор невозможен, а иных вариантов и нет. РЖД не справляется с нагрузкой, да и пропускная способность железных дорог «не резиновая». Более того, из отдалённых регионов страны никто не поедет неделю на поезде и столько же обратно — весь отпуск псу под хвост. А вот в Турцию можно улететь, благо, в этом году было открыто немало дополнительных маршрутов. Но и их, как видим, не хватает.

В принципе, доставка туристов на Чёрное море возможна и «на перекладных». До ближайшего открытого аэропорта, а там автобусами. Да и личные автомобили никто не отменял. Однако «Автодор» наотрез отказался отменять плату за свои магистрали. Дескать, там некое мифическое «внебюджетное финансирование», которое нужно возвращать. И вообще нечего. Денег нет, но вы держитесь.

«Все средства направляются на возврат внебюджетного финансирования, привлеченного в сеть автомобильных дорог государственной компании, на содержание, их ремонт, в том числе и капитальный. Поэтому позволить без различных компенсаций обеспечить бесплатный проезд возможности нет», — заявил зампредседателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константин Макиев.

Гостиницы Крыма и Краснодарского края забронированы менее чем на 50%, такого тут вообще не помнят. Ряд отелей, где данный процент ещё ниже, вынуждены были закрыться, причём процесс уменьшения числа игроков продолжается. Впрочем, гостиницы разоряются не только по причине излишних аппетитов «приватизированных» дорожников.

«Жадность всегда приводит к бедности» — данная поговорка отлично описывает то, что нынче происходит на российский курортах. Цены на уровне Турции, а сервис — «ненавязчивый». Не будете навязываться персоналу — вас не пошлют. По известному простонародному адресу.

Впрочем, стоит посетить известный сайт tophotels.ru, посмотреть там отзывы, и всё станет ясно. Особо восторженные, гладко и подробно написанные опусы читать не стоит — «заказуха». А в целом информация более-менее соответствует. И она совсем не радует. Соотношение «цена/качество» ниже плинтуса. А цены да, ещё те…

Около 15−20 тысяч рублей в сутки за двухместный номер только с завтраком, причём не самым лучшим — вот на такие условия российские «бизьнесмены» ждут отдыхающих на берегу Чёрного моря. Это как бы в «пятёрках». Минус две звезды минимум. То есть на уровне турецкой «тройки», которая стоит намного дешевле. «Четвёрка» в Кемере идёт приметно по такой же цене, но там честно. И «всё включено», как в Турции и положено.

«В прошлом году ездили в Краснодарский край, решили поддержать „отечественного производителя“. Глупость сделали. Денег потратили — хватило бы два раза в классном турецком отеле отдохнуть, на „Ultra All inclusive“, со своим пляжем и приветливым персоналом. Даже вспоминать не хочется. Больше не ногой», — рассказывает Николай, высокооплачиваемый программист.

Впрочем, всё это, как говорится, «баян». На нашем юге ничего не меняется. Разве что цены растут, и пляжи становятся всё более грязные. Нечистоты так и сливают в море, а туалеты не убирают из принципиальных соображений. Понаехали тут… Назвать всё это «индустрией гостеприимства» язык не поворачивается.

Читать также:  Чему египетские бедуины научат русского чиновника

Между тем, платёжеспособный спрос падает. Согласно опросу портала Superjob, в среднем у 35% россиян в этом году в принципе нет денег на отпуск, причём в ряде регионов данная цифра значительно выше. Более того, опять-таки средняя цифра, которую могут себе люди подвозить потратить — около 37 тысяч рублей — никак не укладывается в аппетиты причерноморских барыг.

Да, транспортные проблемы играют роль. Но цены и уровень сервиса, всё-таки, на первом месте. По данным портала Travelline, количество броней на российских курортах упало на 70% в сравнении с прошлым годом, а отмены достигли рекордных 96%.

«Вместо обычных 80% в июне получим только 25% загрузки. Это работа в глубокий минус, то есть открываться нельзя», — говорит крымский отельер Екатерина Беляева.

Власти вроде как готовы помогать туристический индустрии.

«В рамках национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“ для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду и управление туристические объекты — гостиницы и иные средства размещения, — будет введена нулевая ставка НДС. Она будет действовать пять лет с момента ввода этих объектов в эксплуатацию, в том числе после реконструкции», — заявил зампред правительства Дмитрий Чернышенко.

Да и действующим отелям НДС тоже хотят отменить. Поможет ли? Однозначно нет. Просто доходы отельеров вырастут, а цены никто даже и не подумает снижать. В России это не принято.

А вот османы не жадничают, у них цены падают. Причём очень существенно.

«Отдых в Турции для россиян в мае 2022 года подешевел примерно на 30% за счет скидок на номера в отелях. Плюс к этому резко подорожал рубль, поэтому в Турции и предлагают такие цены, которых нет в Сочи», — объясняет вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Александр Мкртчян.

Да, авиабилеты тоже сильно подорожали, однако турки вроде как решают проблему — увеличивают число рейсов и расширяют их географию. Справятся. Специально для полетов в Россию уже созданы две авиакомпании, на подходе и третья. Там люди работают. Главное, чтобы отечественные барыги от туриндустрии не пролоббировали какую-нибудь гадость в их адрес. Эти могут, ведь иные варианты конкурентной борьбы им в принципе неведомы. Хотя в нынешней обстановке вряд ли к их голосу прислушаются. Турция не присоединилась к санкциям, через неё идёт важная часть «параллельного импорта», и с Анкарой нам надо дружить.

В подобной обстановке можно спрогнозировать обострение кризиса российской туриндустрии. Впрочем, не жалко. Пока в РФ не появится аналогов турецких и египетских отелей с хорошими пляжами, качественным сервисом и хорошей кухней, наш юг будет проигрывать зарубежным курортам. И никакие снижения НДС тут не помогут. Конкуренции в отрасли нет, а все попытки создать что-то по типу привычного многим зарубежного «All inclusive» давят в принципе.

«Все гостиницы так или иначе контролируются чиновниками — либо нашими местными, либо московскими. В Краснодарском крае аналогично. И конкуренты им не нужны. Вам никто не даст землю на строительство гостинцы, не подключит её к коммуникациям, которые, кстати, предельно изношены и их мощности давно исчерпаны. Возникнут проблемы с СЭС, с пожарными, да со всем на свете. Плюс кадровая проблема — персонал брать негде. Цены на продовольствие совершенно неадекватные, на гостинице тут же захотят „навариться“ различные посреднические структуры. Опять-таки контролируемые чиновниками и их друзьями-бизнесменами. И пока это будет продолжаться, никакой Турции мы конкуренцию не составим», — рассказывает один отельер с южного берега Крыма.