Биржевые цены на кофе достигли десятилетнего максимума. Кофейни поднимают ценники. Насколько уже подорожал самый популярный горячий напиток в России и как реагируют на это потребители?

В кофейне хорошо, а дома дешевле

Обновлено в 22:13

На фоне роста цен на кофе некоторые любители этого напитка стали меньше покупать его навынос, делая выбор в пользу собственных кофемашин. Бизнес в свою очередь реагирует на повышение себестоимости кофе по-разному: кто-то поднимает ценник, а кто-то сокращает издержки за счет других статей расходов.

Хоть повсеместный рост ценника на кофе в России обещают только в следующем году, он дорожает уже сейчас. Цены на сырье, то есть на зеленые зерна, в декабре повысились от 10% до 35% в зависимости от сорта. Это вынуждает кофейни идти на разные ухищрения, чтобы снизить издержки. Бюджетный сегмент вынужден разбавлять арабику дешевой робустой или же выкупать товар, у которого скоро кончится срок годности.

Заведения с более качественным и дорогим кофе не могут жертвовать тонким ароматом отборных зерен, поэтому поднимают ценник. Комментирует генеральный директор кофейни «Желтый» Станислав Ежов:

— Если мы говорим про кофе, то подорожание составило уже 25%. Но, помимо кофе, дорожали и остальные расходники. Крышки подорожали процентов на 50, стаканчики, молоко добавило в стоимость около 15%.

— Это критично?

— Ну, из-за этого мы уже скорректировали цены на прошлой неделе. То есть подняли в среднем стоимость напитка на 10%.

— Вы ожидаете, что случится отток посетителей на фоне этого повышения цен?

— Пока мы видим, что все с пониманием относятся. Все-таки кофе берем хорошего качества. Пока будем стараться не ухудшить качество.

Собеседник Business FM отмечает, что пока не рассчитывает повысить цены еще больше. Но и горизонт планирования у Станислава Ежова небольшой. Предприниматель запасает зерно лишь на месяц вперед. Если в ноябре один килограмм зеленых зерен он закупал по 980 рублей, то в декабре этот же объем обошелся уже в 1225 рублей. Эта разница прибавила 15-20 рублей к чашке кофе.

Между тем некоторые его любители еще до повышения цен пересмотрели свой бюджет на кофе, учитывая растущую инфляцию. Жительница столицы Оксана посчитала, что напиток из домашней кофемашины примерно в четыре раза дешевле, чем кофе навынос.

Читать также:  Государство поделится с гражданами триллионами рублей, но не всеми. Комментарий Георгия Бовта

«У меня рядом с работой есть кофейня. Обычно мы с коллегами заходили взять чашечку кофе. Цены вполне себе адекватные, но я стала замечать, что это стало ударять по моему кошельку. Сейчас я себя ограничиваю, то есть я уже не беру каждый день кофе, как раньше, а стараюсь заходить в кофейню не более трех раз в неделю. Дома у меня теперь есть кофемашина. Покупать зерна и пить кофе дома гораздо дешевле получается, нежели чем покупать в кофейне».

Интерес россиян к домашнему кофе фиксирует и статистика. По подсчетам «М.Видео-Эльдорадо», число купленных кофемашин за первые девять месяцев 2021 года вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Это 1 млн устройств общей стоимостью 13 млрд рублей. Причем спрос на технику появился у россиян еще в начале пандемии, когда их отправили на удаленку. С тех пор работать дистанционно стало нормой. Вот что рассказывает москвичка Анастасия, которая в неделю обычно выпивает до семи чашек кофе.

«Сейчас я очень много времени провожу дома, потому что работаю и не успеваю [куда-то специально ходить], а на районе нет подходящих моим потребностям кофеен. Поэтому где-то 80% кофе, который я пью сейчас, в последние месяцы, — это кофе, [который готовлю] дома. Но тем вкуснее любая чашка, которая куплена пусть даже и за 300 рублей, но в красивом месте, с красивыми кружками, со вкусным кофе».

Мировые же цены на кофе уже выросли на 55% из-за неурожаев, нестабильной политической обстановки в странах-экспортерах и проблем с цепочками поставок. В ближайшие пару лет снижения цены не предвидится, говорят эксперты и прогнозируют рост спроса на кофезаменители. Пользователи соцсетей в свою очередь шутят, что им скоро придется перейти на цикорий, который они последний раз пробовали еще в школьной столовой.