Вездеход для комсостава

Широкую известность и добрую славу внедорожнику ГАЗ-61 принесли неординарные ходовые качества, а также имена полководцев, пользовавшихся им на фронтах Великой Отечественной.

Для СССР в 1930-е годы особое значение приобрел выпуск автомобилей повышенной проходимости для нужд народного хозяйства и Красной Армии.

Среди машин подобного класса того периода выделялись модели, созданные под руководством ведущего конструктора ГАЗа Виталия Грачёва. Он убедился, что дальнейшее повышение ходовых качеств машин возможно лишь при использовании схемы 4х4. Задачу облегчала начало серийного выпуска шарниров равных угловых скоростей для привода передних ведущих колес.

Осенью 1938 г. инженеры, возглавляемые В. Грачёвым, начали проектирование ГАЗ-61-40. Основу его конструкции составили уже выпускаемые и только осваиваемые узлы и агрегаты. Это прежде всего двигатель, кузов и ходовая часть.

Сам В. Грачев выполнил общую компоновку машины, спроектировал раздаточную коробку и передний ведущий мост. Сердцем вездехода стал новый 6-цилиндровый, рядный двигатель ГАЗ-11 мощностью 85 л.с., кинематически связанный с полуцентробежным сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой. На первых образцах стояли шарниры равных угловых скоростей типа «Рцеппа». Позже их сменили шарниры «Бендикс-Вейсс». Вездеход снабдили несущей рамой с Х-образной поперечиной.

Четыре продольные рессоры и гидравлические рычажные амортизаторы двухстороннего действия обеспечивали машине приемлемую плавность хода на дорогах и пересечённой местности. Рулевой механизм – глобальный червяк и двойной ролик. Барабанные тормоза имели механический привод с уравнителем. Установили специальные шины типа «граунд-грипп» с хорошо развитыми грунтозацепами. Полезная нагрузка – 500 кг.

Открытый кузов с брезентовым верхом и солидным багажником, а также многие элементы шасси, внедорожник унаследовал от фаэтона ГАЗ-11-40. Новинку оснастили V-образным лобовым стеклом, дверями с передней навеской, запасными колёсами, установленными в нишах передних крыльев, обновлённым щитком приборов.

10 июля 1939 г. начались заводские испытания вездехода. Он легко переезжал через толстые 370-мм брёвна, при снятом ремне вентилятора уверенно шёл по глубокому (до 800 мм) броду, не застревал на снежной целине глубиной 400 мм, преодолевал рвы глубиной до 0,5 м и шириной 0,85 м. На твердом грунте машина взбиралась на подъем в 41°, на бездорожье буксировала прицеп массой 700 кг. Максимальная скорость с полной нагрузкой достигла 107 км/ч.

По характеристикам подвижности и проходимости ГАЗ-61, по мнению журнала Auto3N, заметно опережал не только своих современников, но и многие послевоенные поколения одноклассников.

Читать также:  Почему важно проверять тормоза при каждом посещении СТО

Между тем уроки финской компании и опыт уже начавшейся Второй мировой войны подтвердили острую потребность армии в лёгких машинах повышенной проходимости. И вот уже следующими разработками горьковчан, проводившимися в 1940 г., стали ГАЗ-61-73, являвшийся полноприводной разновидностью седана ГАЗ-11-40, а также пикап ГАЗ-61-415 с двухместной закрытой кабиной.

ГАЗ-61-73 являлся комфортабельным легковым вездеходом. Его закрытый цельнометаллический 5-местный кузов оснащался продольно регулируемым сиденьем водителя, бессквозняковой вентиляцией с четырьмя поворотными форточками в боковых окнах, противосолнечными щитками, добротной обивкой сидений, прикуривателем, пепельницей, кнопочным включением стартёра, более удобным рычагом стояночного тормоза и т.д. Отдельные экземпляры имели радиоприемник.

ГАЗ-61-40, имея меньшую на 30 кг собственную массу, чем ГАЗ-61-73, снабдили 50-литровым резервным топливным баком в дополнение к основному ёмкостью 60 л.

Летом 1941 г. построили тягач ГАЗ-61-416 для буксировки артсистем и перевозки боеприпасов. Пикап отличался простотой изготовления, защитой от непогоды двухместной бездверной кабины служил складной брезентовый тент. В кузове разместили 6 человек расчета, ящики для снарядов и артснаряжения массой 250 кг. Бензобак перенесли под переднее сиденье.

К сожалению, Горьковский автозавод по разным причинам сделал только шесть фаэтонов ГАЗ-61-40. Пять из них находились в распоряжении маршалов Советского Союза, один из вездеходов предназначался для наркома обороны К.Е. Ворошилова.

Свою лепту при защите Москвы внесли пикапы ГАЗ-61-416, выпускавшиеся с осени 1941 г. В осеннюю распутицу они буксировали 45- и 57-миллиметровые противотанковые пушки, перевозили боевой расчёт, перевозили боеприпасы, другие военные грузы, использовались как связные и командирские. До 1943 г. изготовили порядка 220 ГАЗ-61 всех типов.

В тяжелейших фронтовых условиях ГАЗ-61 стал незаменимым автомобилем для представителей Ставки и командующих фронтами. Великолепные качества машины по достоинству оценили Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, С.М. Будённый, а маршал И.С. Конев не расставался с ГАЗ-61-73 с августа 1941 до мая 1945 г.

Без сомнения, ГАЗ-61 оказал огромное влияние практически на все типы отечественных полноприводных легковых автомобилей, предвосхитив пути их развития.

Автор – Валерий Васильев

Автор публикации

не в сети 6 дней

Auto3N

Вездеход для комсостава

0 главный редактор Комментарии: 34Публикации: 666Регистрация: 15-10-2020